Время осознания

 20.04.2025 00:00

Ценой распятия Он никому не дал внешней свободы. Ни тогда, ни теперь. Я не про историю, но только про себя и своих соплеменников и современников: как были мы в России невольниками, так и остались – при Сталине, в эпоху «тонкошеих вождей», при горбачевских лукавых «свободах», и, уж конечно, в последние годы. «Сколько их! Куда их гонят? Что так жалобно поют?» Это и про нас тоже. Гонят, гонят, гонят… И загнали бы напрочь, и жалобные песни не помогли бы… если бы Его распятие не открыло бы нам необъятные просторы внутренней свободы. И, может быть, главный вопрос жизни каждого, как к этим просторам выйти?

Я, братцы, не проповедник, и ответов на такие вопросы не знаю. Я всегда говорю только о том, что пережил сам. А сам я пережил вот что… Однажды в камере лефортовской тюрьмы мне приснился мучительный кошмар: какие-то бычьи морды, и одна из них прижала меня к стене… Впрочем, не стану рассказывать: наутро я записал этот сон, получилось что-то вроде стихотворения:

Когда сплетенные рогами бычьи морды

(а если точным быть – коровы и быка)

мне в грудь мучительно и тупо упирались

и было стеснено мое дыханье

и я уже терял надежду выжить

и мягко, влажно был притиснут к стенке

и сам не то мычал, не то стонал…

открылось вдруг широкое пространство,

неизъяснимо залитое светом,

какой увидим только после смерти...

быков не стало

и меня не стало…

Нет, эти строки не выражают, не описывают того света и простора, что открылись моему внутреннему взгляду. Ну вот не могу я описать словами, какой это был свет, какие дали.

Скажу только, что это было единственное такое и на всю жизнь ощущение открывшейся мне бесконечной свободы.

Вскоре, может, даже на следующий день меня «сдернули на этап», и вторую часть этого стихотворения я дописал уже в камере пермской пересылки… Но сначала два слова, какой это был этап. «Политических» обычно и содержали, и возили отдельно от уголовников. Но в этот раз у них что-то не срослось, и меня, определив сперва в отдельное купе, вскоре перевели в общеуголовное пространство. Надо представить себе обычное купе, вертикально разделенное на два яруса с небольшим пролазом вверх у двери и плотно забитое тридцатью, не меньше, давно немытыми мужиками, которых и опростаться-то выводят по одному, независимо от желания, всего два раза в сутки.

Уже в Перми, когда мою светлую футболку мне вернули после «прожарки», она вся-вся была как таинственными знаками некоего откровения испещрена разной величины точками жареных вшей… Но это все ничего, потому что прошло всего три дня, и я был все еще полон того явившегося мне простора и света. И едва оказавшись в камере пересылки, я сел и дописал вторую половину того стихотворения:

* * *

Соком черного хлеба отравлен, на нары запрятан,

Без свиданий, без писем – обовшивел в тоске.

На словах все известно: блаженство гонимых

за правду…

Ни блаженства, ни правды – надзиратель в тюремном глазке.

Бычьей мордой своей упирается в грудь мне Россия –

Не рогами – ноздрями, губами, слюнявой щекой

Я притиснут к стене на потеху печальным разиням…

Кто я, Господи? Прах или соли вселенской щепоть?

В этой жизни моей голос Твой как бы вовсе не слышен.

Я не то чтобы сплю, но еще не проснулся вполне.

Не вполне еще понял, что счастья не будет, что свыше

Это долгое горе как благо даровано мне.

Ничего, я готов проиграть эти мелкие войны.

Если все же вплетешь меня, Боже, в свой дивный узор,

Навести меня в срок, дай понять Твою вышнюю волю,

Посмотри на меня хоть в тюремный глазок.

Декабрь 1985 года

Пермская пересыльная тюрьма